Состоялись Вторые Покровские Чтения

«Возможна ли  духовность без нравственности или, наоборот, нравственность без духовности?» — на этот вопрос дал категорический ответ  настоятель  нашего храма о. Виктор (Карпачев) во время Вторых Покровских чтений, прошедших 15 ноября в школе № 172.

А. Добрыгин   

На Чтениях, посвященных в этот раз проблемам встраивания модуля «Основы православной культуры» в образовательный процесс, вопросов, помимо главного, было рассмотрено достаточно много. Три часа ушло у собравшихся за круглым столом участников чтений на их обсуждение.  Эмоциональный градус  порой то поднимался до точки кипения, то уходил на уровень спокойного обсуждения.  Где-то в середине слово взял о. Виктор и практически сразу задал свой вопрос. Сначала даже искушенные в  обществоведческих дисциплинах  учителя, которых было на чтениях несколько человек, как-то вдруг опешили. Не мудрено, ведь словосочетания «духовно-нравственное воспитание» или «духовно-нравственное развитие» своего рода профессиональные клише, над которыми задумывались умудренные опытом педагоги много лет назад, а теперь, употребляя их, учителя не особо вникают  в их глубинный  смысл.  Во всяком случае, когда о. Виктор задал этот вопрос, у меня он точно вызвал  чувство некоего ступора.

Внешняя нравственность, со слов настоятеля, присуща многим людям, при этом Духовных, т.е. наполненных Духом Божиим, из нас не так уж и много. Например, человек может быть внешне в меру добрым, в меру отзывчивым, в меру бескорыстным, однако при этом им самим руководит  не чувство искренней любви к ближнему, а прагматичный расчет. Меня увидят, меня оценят, и у меня от этого будет прибыток.

После такого разворота формы и содержания  речи о. Виктора профессиональное чутье педагога подсказало мне, где находится теоретическое обоснование посыла настоятеля.  Как ни странно,  в книге, где нет ни слова о Боге или долге, о совести или о любви.   Одним словом, в научной книге «Психология семейного воспитания» профессора  Миниярова В.М.

Профессор рассматривает несколько типов личностей, которые формируются при определенных стилях воспитания. В данном контексте интересны два типа: конформный и доминирующий.  Родители, воспитывая  детей, прививают им необходимость соблюдения нравственных начал, правда, при этом никогда не разъясняют своим чадам, зачем это нужно.  Разъяснять они им не хотят по одной простой причине. Боятся окончательно запутаться в собственном  лицемерном отношении к жизни. Люди для них всего лишь инструмент в достижении  корыстных целей.  Со временем дети, набираясь  жизненных навыков и становясь, по классификации Минияров, все более конформными или доминирующими, вопросы типа « Зачем соблюдать нравственные законы?» перестают задавать. Прагматичный разум им подсказывает, что для использования людей в качестве их собственных инструментов, эти вопросы им просто вредны.    А нравственные законы соблюдать нужно лишь для того, чтобы окончательно или не сразу  не оттолкнуть  от себя людей.

К сожалению, таких прагматиков  во все времена было достаточно много. Однако сегодня, в век всеобщего потребительства, их становится все больше и больше. Как бы они не подмяли остальных под себя. Об этом, собственно говоря, и предупредил в своем выступлении  всех собравшихся  на Вторых Покровских чтениях настоятель нашего храма о. Виктор (Карпачев).

(31)

Комментарии к записи Состоялись Вторые Покровские Чтения отключены

Сохранен как Православная педагогика

Комментарии закрыты.